СтраницаСемейная родословная

Мы становимся свидетелями, как наши граждане после распада СССР, активно ищут свои корни и интериоризируют опыт предков, участвуя в этнических фестивалях, религиозных праздниках, пропагандируя региональные знаковые символы (кавказский кефир, тульский пряник, оренбургский пуховый платок и др.).

Мы решили использовать существующую тенденцию укрепления макроидентичности гражданина через локальную идентичность –историю своей семьи в истории своего края. В рамках этой тенденции есть основание предполагать, что формирование российской гражданской идентичности подростков будет продуктивным на основе ее «вызревания» из семейной (фамильной) идентичности, которая при определенных условиях может трансформироваться в семейно-родовую (клановую) идентичность и в дальнейшем перерасти собственно в российскую гражданскую идентичность.

Цель проекта – формирование восприятия и принятия подростком судеб своих предков как биографий граждан своей страны, а семейно-родовой истории – как части автобиографии.

Задача проекта:

  • Разработка и публикация методического пособия для классных руководителей 5-6 классов общеобразовательных школ по проведению занятий программы «Семейная родословная».

На форуме «Формирование гражданской идентичности – ключевая задача социокультурной модернизации России», состоявшемся 27 июня 2016 года проведенного в Общественной Палате РТ при участии Министерства образования и науки РТ, наша организация представила результаты успешного проекта, апробированного в Республиканской специальной общеобразовательной школе им. Н.А. Галлямова: «Хранители семейного альбома» в 2014 году. В данном проекте были подготовлены волонтеры из числа студентов факультета социальной работы по проведению цикла занятий (12 занятий) во внеучебное время с воспитанниками школы. Методика была направлена на восстановление ресурса воспитанников через изучение истории семьи-рода. Особенностью программы было то, что подростки изучали свою семейно-родовую историю во взаимосвязи с историей Отечества и осмыслением биографий своих предков как родословной граждан Российской империи – Советского Союза – современной России. Это важное обстоятельство, иначе подростки, приобретающие фамильную и клановую идентичности в естественных семейных отношениях, но вне взаимосвязи с историей Отечества, почти никогда не поднимутся до их гражданского осмысления. Дяди и дедушки, бабушки и тети в семейном альбоме обрели не только свое правильное место в родовом дереве, но и пополнили историями своих личных судеб, переплетенных с разработкой ромашкинского месторождения, КАМАЗовской стройкой, разливом куйбышевского водохранилища, ценности подростка. История семей переплеталась с историей страны. Многие родственники в этом «альбоме», активно участвовавшие в жизни своей страны, стали и частью автобиографии воспитанников школы, так как вызывали чувство гордости и значимости.