СтатьяГосударство отпускает общество на самообслуживание

СОБЕС ПОПУТАЮТ

Сегодня депутаты Госдумы РФ планируют рассмотреть в первом чтении законопроект, который позволит некоммерческим организациям получать бюджетные субсидии за оказание общественно-полезных услуг. Вернее, сразу два законопроекта: «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и «О внесении изменения в статью 78-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями)». Предполагается, что будет составлен реестр НКО - исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ), которые в течение 2 лет будут получать финансирование от государства. Другими словами, эти общественно-полезные НКО будут исполнять функции различных государственных учреждений, которые обслуживают население. Полный перечень общественно-полезных услуг правительство РФ утвердило еще 26 октября. В списке - 20 пунктов, в том числе, предоставление социальных услуг на дому и в стационаре, помощь в трудоустройстве инвалидов и бывших заключенных, реабилитация инвалидов и наркоманов и так далее.

Скорее всего, депутаты Госдумы примут законопроект до конца года, а в течение 2017 все желающие попасть в этот реестр НКО должны будут пройти тщательную проверку, чтобы доказать свое право на кусок бюджетного пирога и способность на равных конкурировать с государством в деле заботы о населении. В этих общественных организациях должны работать профессионалы своего дела, к ним не должно быть претензий со стороны надзорных органов и населения.

Впрочем, последний критерий спорный, поскольку на госучреждения народ постоянно жалуется. Но законодатель для того и пускает в зону влияния государства представителей гражданского общества, чтобы создать конкуренцию в сфере оказания услуг, которая, как известно, всегда ведет к повышению качества.

СЛОЖНО, НО МОЖНО

Кроме того, существуют такие виды общественно-полезной деятельности, с объемом которых государство просто не справляется. Например, социальные услуги. Два года назад в России был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который дал право НКО войти в реестр поставщиков социальных услуг и получать бюджетные субсидии. Но на сегодняшний день общественных организаций в этом реестре - по пальцам можно перечесть, остальные - государственные. Например, в список из 126 поставщиков социальных услуг в Татарстане удалось попасть только одной НКО - Центр лечебной педагогики для детей с тяжелыми ментальными нарушениями «Чудо-дети» из Набережных Челнов.

- Мы работаем уже два года, а в реестр нас включили только в августе 2016-го, - рассказывает исполнительный директор Центра Ася Кислова. - 8 октября состоялся первый заезд детей, а уже на этой неделе нам пришел первый финансовый транш из бюджета - через министерство труда, занятости и социальной защиты. У нас особая категория детишек, очень тяжелая, заниматься которой не все хотят и мало кто умеет. Я по профессии клинический психолог, кандидат наук и такими детьми занимаюсь уже давно. Начинали мы с 10 детей и одного специалиста, а теперь у нас 175 детей и 26 штатных сотрудников. Причем, все сотрудники с очень специфическим образованием, полученным за этот период через разные обучающие курсы, профессиональную переподготовку регионального, российского и международного уровня. То есть у меня была целенаправленная задача не просто сделать такой центр, а работать профессионально. Мы два года и детьми занимались, и сотрудников обучали, и здание ремонтировали - объем работ был очень большой. Ведь для некоммерческой организации войти в реестр поставщиков социальных услуг достаточно сложно.

Требования серьезные, но они «подъемные». Впрочем, для НКО, которая не занимается проведением каких-то разовых мероприятий, а ведет полноценную деятельность - это просто спасение и выход из финансовых проблем.

Потому что без денег общественная организация вообще ничего не может сделать - нужно платить зарплату сотрудникам, за коммунальные услуги, нужно закупать оборудование. Грантовые вливания - это разовая помощь и направлена она, как правило, на какую-то конкретную статью расхода. Это не выход. А вот реестр - это выход, с помощью которого мы сможем подняться и развиваться. И если у руководителя НКО серьезные виды на будущее, то ему просто необходимо вникнуть, внимательно изучить закон и подготовить всю документацию. Наше министерство труда, занятости и соцзащиты очень хорошо расположено к НКО и много нам помогают. У нас идет очень плотная работа с ним с апреля: нас постоянно консультируют по всем вопросам.

По словам замминистра труда, занятости и соцзащиты Татарстана Юлии Абдреевой, прежде чем попасть в реестр поставщиков социальных услуг, любая организация любой правовой формы должна себя зарекомендовать.

- Мы очень четко стоим на страже того, кто к нам приходит, - говорит она. - Потому что есть очень много людей, которые не подготовлены и не представляют, что это такое. Но мы же не можем, кому ни попадя раздавать бюджетные деньги. От деятельности этих организаций должен быть экономический и социальный эффект. То есть люди должны доказать, что у них есть все условия для оказания качественных услуг, чтобы они представляли, какую категорию получателей соцуслуг они могут привлечь. Кроме того, такие организации сразу попадают под госконтроль: мы подаем сведения о них в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в госпоржнадзор. На сегодняшний день мы готовы предоставить возможность оказывать соцуслуги 8 видов. В том числе, социально-бытовые - например, уборка квартиры пожилым людям, доставка им продуктов, вынос мусора, мытье окон, стирка и так далее. Есть категория социально-медицинских услуг, которые обычно оказывают в стационарных условиях - физиотерапия, массаж и другие процедуры, которые назначены врачом. И чем больше будет НКО, которые возьмут на себя этот объем, тем, мне кажется, будет лучше качество услуг. Потому что мы пока монополисты в этой сфере.

Ежегодно, начиная с 2015 года, в бюджет Татарстана закладывается около 80 миллионов рублей на поддержку всех негосударственных организаций, оказывающих соцуслуги.

А на поддержку НКО, попавших в реестр поставщиков соцуслуг на 2017, год выделено около 11 миллионов рублей. Но пока что они не слишком торопятся получить эти деньги. На сегодняшний день в министерстве труда, занятости и соцзащиты Татарстана проходят процедуру согласования еще 4 заявки на включение в реестр поставщиков соцуслуг.  

А вот НКО, желающих получать бюджетные средства за оказание общественно полезных услуг, в Татарстане пока нет.

 

МНЕНИЕ

Татьяна Леонтьева, председатель Комиссии Общественной палаты Татарстана по социальной политике и благотворительной деятельности

- Войти в такие реестры для некоммерческой организации очень сложно, потому что они ко многому не готовы, в отличие от бюджетной организации. Я считаю, что НКО, которые хотят заниматься оказаниям социальных и общественно полезных услуг, должны заключать договор с бюджетной организацией, такого же профиля и у которой уже есть соответствующее всем требованиям помещение и вся необходимая инфраструктура. 
Кроме того, чтобы быть не в накладе, НКО должны оказывает не одну услугу, а целый пакет. Например, - по индивидуальной программе реабилитации какой-то категории населения. А тем, которые не потянут одни, нужно объединяться в рамках таких пакетов по зонтичному принципу, где каждая организация будет оказывать услуги по своему профилю. То есть нужно создавать своеобразные мини-холдинги социально ориентированных НКО. Тогда это будет полезно и населению, и государству.

Но есть особая категория населения, которую государство ни в коем случае не должно «перекладывать» на общественные организации и оставаться монополистом. Это люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, или дети-сироты, которые нуждаются в опеке и усыновлении, погорельцы, одинокие старики и так далее. Их нельзя ни в коем случае передавать альтернативным поставщикам. Потому что сегодня НКО арендует помещение здесь, а завтра – там. И где потом людям искать эти адреса? В Швеции, в Норвегии, где такой опыт есть, к сожалению, нехорошая статистика по злоупотреблениям. А те услуги, которые не связаны с выживаем, а связаны только с качеством жизни, можно и нужно передать НКО. Тем более, некоторые виды услуг государство просто не может взять на себя, потому что это не предусмотрено законом. Например, мигранты. Это не граждане страны и формально у государства нет перед ними обязательств. Но оттого, как они живут, как они себя ведут, знают ли они наши законы, чем болеют и как лечатся, зависит и наша безопасность. Ими тоже могут и должны занимаются НКО.

Ольга Павлова, депутат Государственной Думы РФ от Татарстана

- В НКО, которые будут оказывать общественно полезные услуги населению должны работать очень порядочные люди, ведь речь идет о наиболее незащищенной категории населения. Ведь государству будет очень сложно проследить за качеством оказания таких услуг альтернативными организациями. Это должны быть организации, которые пришли на этот рынок услуг надолго и поэтому заботятся о своей репутации, подготовленные, ориентированные как раз на оказание именно такой помощи населению. Если есть запрос общества, если есть примеры, когда государственные учреждения оказывают услуги не качественно и не в те сроки, то должна быть альтернатива. У людей должен быть выбор, куда идти. Но все эти альтернативные организации должны быть тщательно отобраны государством. Ведь у нас бывают такие примеры, когда люди начинают наживаться на чужом горе. Такого быть не должно. Должен быть контроль и меры ответственности.

Татьяна Ларионова, зампредседателя Госсовета Татарстана

- У нас есть понимание, что реестр НКО - поставщиков общественно полезных услуг очень важен и для населения, и для контактов между социально ориентированными общественными организациями. Потому что они порой не знают, чем занимаются их коллеги в других городах и районах нашей республики. И хорошо, что у нас есть Общественная палата, которая взяла на себя вопрос координации по составлению такого реестра. Я думаю, у Татарстана в этом плане хорошие перспективы.

Что же касается опасений, что государство перекладывает на плечи общества свои функции, то они не обоснованы, я считаю. Скорее наоборот, оно не хочет этого делать. Вернее, не хотело лет 10-12 назад. Я сама 15 лет возглавляла службу соцзащиты в Казани, и я знаю, что тогда именно такая позиция была у государственных служащих. Социальные работники и работники других ведомств, которые обслуживают население, получают за это зарплату и какие-то социальные дивиденды. В то же время и некоммерческий сектор долгое время не хотел брать на себя такую ответственность. Ведь это очень специфические услуги - помощь пожилым людям, инвалидам и так далее. Это все-таки те услуги, которые не могут стоить дорого, но при том, что их нужно сделать очень качественно и с душой. Но сегодня государство и общественные организации охотно идут навстречу друг другу. Есть взаимопонимание. Поэтому, я думаю, результаты будут хорошими и это почувствуют люди, которые будут получать эти услуги от НКО.