СтатьяРесурсы местного сообщества и КДН и ЗП в формировании служб медиации

Одной из главных тем конференции стали вопросы  создания служб медиации  в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния. В работе конференции приняла участие председатель комиссии по социальной политике и благотворительной деятельности, генеральный директор АНО «Поволжская семейная академия «УМАЙ»» Татьяна Леонтьева.

«На конференции, -  отмечает Татьяна Леонтьева, -  я выступила с докладом на пленарной части, а так же приняла участие в работе секции: «Медиация. Законодательство и практика реализации».  В «Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия» - Распоряжение Правительства №1430-р от 30.06.2014 г. - предлагается два варианта региональных служб медиации – служба медиации  как государственное учреждение, и служба медиации на базе негосударственной организации. 

Большинство практик, представленных в раздаточных методических материалах и бюллетенях говорит о том, что в основном реализуется первый вариант концепции. В этом случае на базе государственного учреждения создается служба медиации. Но государственное учреждение (Реабилитационный центр для детей и подростков или ЦСОН) одновременно является субъектом профилактики правонарушений, то есть это одна из сторон конфликта, и оно не может быть нейтральным и беспристрастным при проведении процедуры медиации. На этот дисбаланс я и указывала в своих выступлениях. Так же я полагаю, что недостаточное внимание уделяется второй модели организации служб медиации, которая предусмотрена также в Концепции, - служба медиации с привлечением ресурсов гражданского общества: членов общественных советов муниципальных образований, НКО, ТОСов, общественных воспитателей. Каждый из предлагаемых субъектов обладает своим ограничениями: общественные воспитатели имеют временный статус;  ТОСы – на данный момент не обязаны проходить обязательный этап регистрации; НКО – неравномерная профессиональная подготовка специалистов;  Общественные советы – находятся на начальном этапе формирования партнерских отношений с органами исполнительной власти.  

Однако эти субъекты также обладают и сильными сторонами: Общественные советы – генератор новых идей и способов решения вопросов;  НКО – длительный период партнерских отношений с государством в решении социальных вопросов;  ТОСы – значительный капитал активных граждан; общественные воспитатели –в своей деятельности напрямую обязаны  оказывать содействие в урегулировании конфликтов.  

Игнорирование данного ресурса местного сообщества в формировании служб медиации, я полагаю, приведет всего лишь к обновлению старой модели контроля и надзора за семьей и несовершеннолетним, и не будет способствовать формированию новых партнерских отношений государства с семьей в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних».