СтраницаСудьба моего рода в судьбе моего края.

Проект реализуется в 2021 году на средства гранта Кабинета Министров Республики Татарстан.

В 2020 году Республика Татарстан отметила 100-летие со дня формирования своей государственности в составе РСФСР. Годы существования ТАССР в составе РСФСР с 1920 по 1991  были наполнены яркими страницами, в которых были разные краски - порой трагические, а порой наполненные гордостью и славой. После распада Советского Союза актуальной является проблема формирования единой гражданской идентичности. Старшее поколение пережило тяжелый мировоззренческий кризис, и во фрагментарной форме передает наследие памяти подрастающему поколению. Зачастую эта передача основывается на локальных формах идентичности, далеких от общегражданских. Мы становимся свидетелями, как наши граждане после распада СССР, активно ищут свои корни и интериоризируют опыт предков, участвуя в этнических фестивалях, религиозных праздниках, пропагандируя региональные знаковые символы (кавказский кефир, тульский пряник, оренбургский пуховый платок и др.). Не плохо, что опыт предков сохраняется посредством этнических фестивалей, религиозных праздников, пропаганды национальной кухни и др., это позволяет воспроизводить фамильную и клановую идентичность. Но если остановиться на данном процессе, мы не достигнем цели по формированию гражданского самосознания у наших юношей и девушек, семейная и клановая укорененность еще не позволяет говорить о гражданском российском самосознании. В этой связи настало время для воссоздания связей, объединяющих наше подрастающее поколение не только со своей семьей, религией, национальной культурой – но и с наследием нашего Отечества. Данный Конкурс использует возросший интерес к истории своей семьи в форме составления родословных. В Интернете можно найти множество самоучителей по составлению семейного Древа. Вы знаете, что дворянские семьи вели подобные родословные, известна и традиция мусульманской шаджары. У каждой из этих традиций есть свой поисковый принцип, который организует всех членов рода, а иногда и исключает кого-то из этой истории в виду нарушения данного принципа. Для проведения данного Конкурса используется методический комплекс: «Внеклассная тетрадь для 5-6 классов: «Моя родословная»», размещенная на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (раздел «Воспитание, дополнительное образование детей» / подраздел «Мероприятия, конкурсы», а также на сайте АНО «Поволжская семейная академия «УМАЙ».

В данном методическом комплексе тоже есть принцип составления семейного Древа – участие члена рода в значимых событиях родного Края-Отечества. Цель составления семейного Древа в рамках Конкурса -формирования духовно-нравственного развития семьи и школьников посредством составление своей родословной в неразрывной связи с  историей Отечества и Края.

Цель Конкурса: формирование гражданской идентичности у школьников - восприятия и принятия подростком судеб своих предков как биографий граждан своей страны, а семейно-родовой истории – как части собственной автобиографии

Задачи Конкурса:

  • развитие  мотивации  обучающихся  к  формированию ответственного отношения к преемственности поколений;
  • сохранение и развитие семейных и родословных традиций у граждан России;
  • изучение причастности истории семьи и рода к истории России, Родного Края, бережного отношения к достижениям предков;
  • воспитание патриотизма и национального самосознания граждан России на основе причастности истории семьи к истории Российского государства.

 

Рабочая тетрадь

Методические рекомендации

Положение о конкурсе